Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Таможенное дело - это новый и крайне значимый феномен в жизни общества. От положения дел в данной сфере, зависит состояние большинства важных элементов: устойчивость состояния экономики и уровень развития экономики страны и всего общества; успешность ВЭД и участие страны в международных организациях и институтах; уровень экономической безопасности страны и, в конце концов, состояние благосостояния населения и условия их экономической деятельности. К тому же, важно отметить, что таможенное дело выступает главным атрибутом государства и общества, без него просто нельзя представить их успешную работу и развитие. Таможенный менеджмент представляет собой теорию менеджмента таможенным делом, вырабатываемую и развиваемую в условиях рынка. Потому, так важно рассмотреть таможенное дело как объект и субъект управления.
Цель исследования – раскрыть сущность таможенного дела как объекта и субъекта управления.
Задачи исследования:
изучить сущность объекта управления в общем и таможенном менеджменте;
рассмотреть сущность субъекта управления в общем и таможенном менеджменте;
охарактеризовать таможенное дело как субъект и объект управления в таможенных органах.
Предмет исследования - таможенное дело в системе управления.
Объект исследования – таможенное дело.
Теоретико-методологической базой исследования выступает применение системного, сравнительного и структурно-функционального анализа, а также список подобранных согласно теме литературных источников: учебные пособия, научные издания, статьи, электронные ресурсы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Сущность объекта управления в общем и таможенном менеджменте
Таможенное дело – это совокупность методов, средств и приемов обеспечения выполнения обязанностей, соблюдения запретов и ограничений, действующих в отношении вопросов, связанных с провозом товаров через таможенные границы государства, а также реализации других мер таможенно-тарифного регулирования. Общее представление о таможенном деле Предназначение таможенного дела заключается в обеспечении экономической безопасности страны и защите ее экономических интересов. Оно заключается в ведении борьбы с контрабандой, с нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу государства.
Когда ведут речь о менеджменте как научной дисциплине, под его объектом исследования обычно понимают проблемы управления организацией, связанные с эффективным использованием ограниченных экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. К числу таких проблем, например, можно отнести вопросы повышения рентабельности инвестированного в организацию капитала, роста производительности труда сотрудников организации, укрепления ее финансовой устойчивости и др.
Здесь необходимо подчеркнуть, что понятие «объект», определяемое как область исследования, не следует смешивать с понятием «объект», под которым понимается то, на что направлено управленческое воздействие. Так, если менеджмент рассматривать не как научную, а как управленческую деятельность, осуществляемую менеджерами – субъектами управления, то в качестве объекта менеджмента, как известно, будет выступать организация, а если быть более точным – люди этой организации .
Соответственно, проблемы управления таможенным органом, связанные с эффективным использованием ограниченных экономических ресурсов, находящихся в его распоряжении, составляют объект исследования таможенного менеджмента как науки, формирующей системно организованные и обоснованные знания (то есть теорию) об этом управлении.
К проблемам таможенного менеджмента, в частности, можно отнести вопросы обеспечения выполнения планов-заданий по взимаемым таможенным платежам в рамках утвержденного для таможенного органа бюджетного плана, а также вопросы соблюдения установленных производственных нормативов по таможенному оформлению и контролю, повышения пропускной способности таможенного органа и др. При этом объектом таможенного менеджмента как управленческой деятельности будет являться собственно таможенный орган, а субъектом управления этим органом – его руководитель (начальник).
Известно, что предметом исследования общего менеджмента может быть любой компонент системы управления организацией. В основе этой системы лежит так называемый механизм управления, представляющий собой по сути организационно-экономический (хозяйственный) механизм, включающий в себя организационные структуры, конкретные принципы, методы, формы и средства управления, а также правовые нормы, с помощью которых реализуются экономические законы и процесс воспроизводства, действующие в конкретных социально-экономических условиях8. Следовательно, к предметам менеджмента, прежде всего, следует относить перечисленные здесь элементы хозяйственного механизма. Однако совокупностью элементов этого механизма область исследования менеджмента не ограничивается: к предметам менеджмента как науки относятся также управленческие процессы, протекающие в организации, ее персонал, корпоративная культура, разработанная и внедренная в организации система менеджмента качества и другие элементы системы управления организацией.
В связи с этим важно отметить, что если идти от обратного, отталкиваясь от понятия «предмет менеджмента», то объектом менеджмента логично считать именно системы управления организациями. Однако исследования в области менеджмента могут касаться и вопросов выбора уже разработанных моделей таких систем для решения тех или иных задач, связанных с жизнедеятельностью организации. Обычно выбор систем управления осуществляется по таким критериям, как результативность и ресурсопотребление управления. В этом случае система управления превращается из объекта в предмет исследования. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что объект менеджмента как науки следует трактовать более широко, а именно так, как мы отметили выше: объектом исследования менеджмента являются различные проблемы управления организацией, связанные с эффективным использованием ограниченных экономических ресурсов. Характер этих проблем, в свою очередь, будет определять предмет исследования: либо на уровне системы управления в целом, либо на уровне элементов системы управления, либо на уровне организационно-экономического механизма, лежащего в основе данной системы, что предполагает рассмотрение его отдельных составных частей .
В виду того, что таможенные органы являются элементами системы государственного регулирования ВЭД и находятся во взаимосвязях с другими компонентами этой большой динамической системы, представляется логичным рассматривать объект таможенного менеджмента как научной дисциплины с учетом данной специфики, которая расширяет проблемное поле таможенного менеджмента по сравнению с общим менеджментом.
В рассматриваемой нами системе таможенного дела органы власти являются управляющими субъектами. У них в подчинении находятся (т.е. являются объектами управления) таможни, таможенные управления, посты, лаборатории, научно-исследовательские, учебные и другие организации. Таможенное дело является субъектом управления, который оказывает управленческие воздействия, по отношению к сфере внешнеэкономической деятельности, к её участникам, к товарам и транспортным средствам, перемещаемым в процессе транспортировки из одной страны в другую.
Сущностная характеристика экономики таможенного дела Таможенное дело является особенной разновидностью хозяйственной деятельности, а потому включается в состав национальной экономики, точнее, в её общественный (государственный) сектор. Это отнесение обусловлено финансированием органов таможенного дела за счет средств государственного бюджета и их ориентацией на выполнение задач и функций государства. Таким образом, можно заключить вывод, что таможенное дело образует отдельную отрасль в теории и практике хозяйствования – экономику таможенного дела.
Эта категория сложная, она включает в себя следующие составляющие: хозяйство таможенной системы, которое предполагает привлечение, использование, распределение и потребление субъектами таможенного дела экономических ресурсов, их преобразование в таможенный продукт – выполнение работы, оказание услуги и т.п.; комплекс экономических отношений между гражданами и организациями, с одной стороны, и государством в лице таможенных органов, с другой стороны, в сфере таможенного дела; комплекс научных знаний о человеческом поведении в процессе ведения хозяйства таможенной системы, о принципах, связях и закономерностях функционирования и развития в сфере таможенного дела экономических объектов, процессов и отношений.
Объектом данной научной дисциплины признается таможенное дело, которое рассматривается как система, отличающаяся сложной совокупностью черт организационно-технологического и социально-экономического характера. Предмет экономики таможенного дела и его составляющие Предмет экономики таможенного дела представляет собой совокупность экономических отношений, которые подвергаются изучению в процессе использования субъектами производственных ресурсов для создания таможенного продукта – результата оказания таможенной услуги и выполнения таможенной работы.
В частности, этот результат может быть выражен суммой денежных средств, изъятых в форме таможенных пошлин, выдачей документальных разрешений на выполнение операций, подтверждением соответствия определенным требованиям и т.д. Кроме того, в предметное поле экономики таможенного дела включаются вопросы, касающиеся выявления принципов, законов и закономерностей функционирования и развития экономических объектов, явлений, процессов и отношений в сфере таможенного дела с учетом существования между ними большого числа различных связей, зависимостей и опосредований .
Предмет экономики таможенного дела может быть представлен в виде совокупности следующих разделов: таможенное дело как отрасль экономики и его место в народном хозяйстве; объект экономики таможенного дела; методология и методы исследования, используемые в экономике таможенного дела; задачи, которые стоят перед субъектами таможенного дела; особенности государственного регулирования путем применения таможенно-тарифных мер; экономические основы деятельности в сфере таможенного дела; создание таможенных органов и их территориальное и организационное размещение; распределение в таможенном деле функциональных обязанностей; показатели деятельности субъектов таможенного дела; таможенные платежи как разновидность доходов бюджетов бюджетной системы государства; формирование, состояние и использование кадрового потенциала таможенных органов; формирование, состояние и использование активов (имущества и имущественных прав) таможенных органов; обоснование и финансовое обеспечение расходов таможенных органов; планирование и программирование деятельности таможенных органов и их сотрудников; эффективность таможенного дела; внедрение в таможенное дело инноваций; сотрудничество на межгосударственном уровне таможенных органов различных стран.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №1 (часть I). – Ст. 1.
4. Федеральный закон от 14.11.2017 №317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» // СПС «Консультант-Плюс».
5. Приказ Федеральной таможенной службы от 30 октября 2017 г. N 1720 «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности ФТС России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата ФТС России» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
6. Воробьева, И.Н. Кластерный подход к экономическому развитию приграничных регионов в условиях таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии / И.Н. Воробьева // Известия Алтайского государственного университета. – 2020. – № 2 (82). – Том 2. – С. 297-301.
7. Галузо, В.Н. Таможенное дело. Учебник для студентов вузов / В.Н. Галузо. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 375 с.
8. Карагодин, В. П. Таможенная экспертиза : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. П. Карагодин, С. В. Золотова ; под ред. В. П. Карагодина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с.
9. Коник, Н.В. Таможенное дело. Учебное пособие / Н.В. Коник. – М.: Омега-Л, 2021. – 204 с.
10. Крюкова, Н. И. Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела : учебник и практикум для вузов / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с.
11. Лимонов, Л. Э. Региональная экономика и пространственное развитие. Учебник. В 2 томах. Том 2. Региональное управление и территориальное развитие / Л. Э. Лимонов. – М.: Юрайт, 2020. – 464 с.
12. Макрусев, В.В. Управление таможенным делом. Учебное пособие / В.В. Макрусев. – М.: Троицкий мост, 2021. – 448 с.
13. Маховикова, Г.А. Таможенное дело. Учебник / Г.А. Маховикова. – М.: Юрайт, 2021. – 395 с.
14. Новикова, С. А. Таможенное дело : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 302 с. Покровская, В.В. Таможенное дело. Учебник / В.В. Покровская. – М.: Юрайт, 2021. – 731 с.
15. Основы таможенного дела : учебник для вузов / А. П. Джабиев [и др.] ; под общ. ред. А. П. Джабиева. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 392 с.
16. Савоськин, А. В. Проблемы нормативного регулирования обращений граждан, групп граждан и организаций / А. В. Савоськин // Вестн. Урал. ин-та экономики, управления и права. - 2020. - № 4. – С.42-48.
17. Сергеев, Е. А. Специализация обращений граждан как фактор совершенствования конституционно-правового взаимодействия государственных органов / Е. А. Сергеев // Бизнес в законе. - 2020.
18. Таможенный союз и приграничное сотрудничество Казахстана и России. – СанктПетербург, 2021. – 56 с.
19. Толкушкин, А.В. Таможенное дело. Учебник для вузов / А.В. Толкушкин. – М.: Юрайт, 2021. – 551 с.
20. Толмачев, В.П. Теоретические аспекты социально-экономического развития регионов Российской Федерации / В.П. Толмачев; под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. – М.: Юстицинформ, 2020.
21. Хмелева Г.А. Региональное управление и территориальное планирование: Учебное пособие / Г. А. Хмелева, В. К. Сенычев. – М.: Инфра-М, 2020. – 224 с.
22. Шкиотов, С.В. Таможенный союз как фактор повышения конкурентоспособности российской экономики / С.В. Шкиотов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2021. – № 6. – Том 18. – С. 280-286.
23. Шумакевич, Н.В. Экономический потенциал таможенной территории России: учебно-методическое пособие / Н. В. Шумакевич. – Балашов: Николаев, 2020. – 52 с.
24. Эриашвили, Н. Д. Таможенное дело. учебник / Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити-Дана, 2021. – 375 с.
25. https://customs.gov.ru/ - официальный сайт Федеральной таможенной службы России.